То, что нужно каждому — для контроля здоровья, для решения финансовых проблем, для общения, для хранения истории семьи

Алтай. База отдыха «Синегорье». Сказочное путешествие.

Давно нужно было написать про наш отдых в этом году, но все казалось, что есть дела поважнее. А так ли это, ведь наиболее посещаемые летом страницы NaOdnom.ru – это подробные отчеты о путешествиях, об их организации, об особенностях туризма в том или ином регионе.

Я уже рассказывал и о нашей поездке на озеро Боровое в Казахстане, и о Телецком озере. Вот и на этот раз мы остались верны традиции – отправиться на природу, чтобы было на что посмотреть, находясь при этом в приличных по нашим меркам условиях проживания.

В конце поляны, за изгибом Катуни - наша база отдыхаБирюзовая КатуньПочему на этот раз мы выбрали Катунь, хотя уже были здесь однажды? Так уж сложилось. Отчасти, к такому повороту событий привели нас ужасы того, что в России, по-прежнему, принято именовать гордым словом медицина. Отчасти – семейные дела и семейные же обстоятельства. А чтобы разнообразить повторную поездку в знакомые уже места, мы решили ехать на машине, понимая, что так мы увидим больше, чем в прошлый раз, когда приехали на базу «Берель» на автобусе и были привязаны к местным экскурсионным программам.

Юрты и беседкиКафе базы отдыха под скалойПутевки на пять дней купили заранее в омском туристическом агентстве «Три кита». Слишком уж жалкое впечатление на нас произвело то, что осталось от «Евразия-тур», с которой мы раньше решали подобные вопросы – ничего там теперь не знают, ничего ни объяснить, ни предложить толком не могут. Куда-то разбежался их квалифицированный персонал. А «Три кита», оправдывая свое название, продолжают держаться на плаву. Общаясь с менеджером, мы довольно быстро остановились на турбазе «Синегорье». Заинтриговали юрты, да и расположение под знакомой живописной скалой сыграло свою роль. Опять же, умеренные цены, в отличие от той же соседней «Берели».

Цены

На одного человека на пять дней: путевки по 4 тыс. руб. с завтраком и ужином, на проезд из Омска туда и обратно 2400 руб., на экскурсии и прочие расходы - от 1 до 10 тыс. руб.

Кстати, цены интересуют многих, поэтому сразу скажу, что за путевки на пять дней, включающие проживание, завтрак и ужин, мы заплатили примерно по 4000 руб. Обедали обычно далеко от базы, где-нибудь на природе во время похода, поэтому не могу сказать, сколько еще приходилось доплачивать тем, кто предпочитал весь день загорать на лавочках у юрты или у бассейна. На бензин вместе с заездом в Кемеровскую область и экскурсионные поездки мы потратили чуть больше 7000 руб. при расходе 7 л на 100 км. Столько же на троих нам бы стоила доставка автобусом из Омска на Алтай и обратно. Цены на экскурсии от 450 до 3000 руб. за взрослого. Сплавы от 600 до 5400 руб. При этом нужно учитывать, что во время экскурсий бывают и дополнительные расходы.

И еще один важный момент. В рассказе об этом путешествии я иногда буду приводить координаты мест, которые мы посетили: высоту над уровнем моря, широту и долготу, чтобы тем, кто еще не был в этих местах, было проще сориентироваться. Ведь, если бы аналогичные данные по экскурсионным объектам были у нас, это сильно сэкономило бы время и нам удалось бы увидеть больше интересного. Например, широта и долгота нашей турбазы: 51.5721, 85.903.

Дорога на Алтай. Новосибирский зоопарк.

Яндекс.Навигатор можно использовать в качестве интересной и иногда полезной игрушки.

Мимо Новосибирского зоопарка мы никак не могли проехатьЛариса и Виолетта в зоопаркеУчитывая то, что в этой поездке я был бессменным рулевым, а кроме Алтая нам предстояло посетить родных в деревне Синеречка Кемеровской области, сразу запланировали ночевку в Тальменке под Искитимом. Да и как было не погостить у нашей самой гостеприимной в мире сестры!

По дороге испытывали Навигатор от Яндекса. Где-то он, конечно, помог, но где-то выдавал такое, что мы просто поражались неосведомленности Оксаны (ее голосом говорила программа) о том, где можно проехать, а где нет. Про наличие моста в Искитиме Яндекс-навигатору ничего, как оказалось, не известно. Поэтому он постоянно пытался направить нас в объезд, будучи уверенным, что так мы получим больше впечатлений.

Веселые сурикатыФотографировать пятнистых оленей - одно удовольствиеА уж две огромные петли по ночному Кемерово из-за расхождений между указателями маршрута на дороге и оригинального понимания кротчайшего пути навигатором – это отдельная история. Мне, как программисту, почему-то кажется не таким уж сложным внедрение самонастройки карт, чтобы не направлять машины туда, где путь много лет уж как перекрыт бетонными плитами (а Яндекс-навигатор очень любит такие шутки). И добавлять дороги там, где машины ежедневно проезжают в большом количестве на вполне приличной скорости. Есть же эти данные для Яндекс-пробок! Так в чем дело?

По пути, если позволяет время, детей можно сводить в Новосибирский зоопарк.

Да, такому лучше не попадаться :(А вот и Кенга со своей крошкой РуОднако, я отвлекся. Из Омска мы выехали вдвоем с женой, а в Юрге к нам присоединилась Виолетта – непоседливое, танцующее, прыгающее и позирующее, веселое и неутомимое украшение нашего отпуска!

По пути мы, конечно же, заехали с ней в Новосибирский зоопарк. Хорошо, что мы не знали тогда, что за день до нашего приезда там произошла трагедия - пантера насмерть загрызла уборщицу, которая по предварительной версии следствия нарушила правила техники безопасности. От этой новости, думаю, было бы неуютно.

Мы въезжаем в непроглядный утренний туманПосле такого думаем, что утрами ездить не стоитАлтайский край встретил нас плотным утренним туманом, в котором нам пришлось ползти с черепашьей скоростью несколько часов. Особенно отчаянные (или безголовые) при видимости в 10-20 метров рискованно шли на обгон, но нам спешить было некуда. Время заселения в Синегорье – с 12:00. Кстати, последствия спешки мы потом наблюдали в кювете в виде груды недавно образовавшегося металлолома, окруженной работниками различных служб.

Мы приехалиВпервые у горной рекиДа и без тумана в Новосибирской области езда получалась нервная – постоянно следишь не за дорогой, а за обочиной, не выскочит ли среди столбиков очередной видеорегистратор (или его муляж?). Но куда хуже видеорегистраторов камикадзе, которые едут по встречной полосе на обгон, никуда не сворачивают, наивно надеясь, что все будут уходить от них на обочину. Я в такой ситуации ушел, а вот как поступил бы на моем месте такой же камикадзе, как тот, который нагло пёр мне лоб в лоб, не знаю.

Общее впечатление от базы отдыха

Тишина ночами, постоянное наличие горячей воды, хорошее питание, чистота и порядок — база отдыха «Синегорье» отвечала всем этим требованиям за редким исключением.

Все устроено очень уютноВеселый дружокТурбаза, которую мы выбрали, молодая, а потому инвентарь в ней пока не изношенный, и все, по большей части, выглядит новым и чистым. Душевые кабины еще не проржавели, а горячая вода подавалась постоянно и в достаточном количестве. Это нас приятно порадовало, потому что несколько лет назад проживание в двухэтажном коттедже у соседей на турбазе Берель было омрачено тем, что нам часто приходилось ждать, когда нагреется следующая порция воды, и всем удастся помыться после дневного похода.

В кафеГорячая вода - не проблема.Как в дальнейшем пойдут дела в Синегорье прогнозировать трудно. Половина сломанных замков в туалетах и душевых кабинах большого неудобства не доставляли, но, если смотреть в будущее, эти мелочи вполне могли оказаться предвестниками неблагоприятной тенденции. Стремление к повышению прибыльности предприятия за счет низких зарплат и увольнений, а, как следствие, текучка кадров и общее нарастание беспорядка – это известный сценарий развития бизнеса по-русски (и, не исключено, по-алтайски).

Юрта

Юрта — это более просторное и более светлое помещение, чем летний домик. Заранее приготовиться к холодным ночам имеет смысл при любом варианте проживания.

В покоях царицыОтлично смотримсяЮрта, расположенная как раз посредине между кафе и водно-гигиеническим комплексом, произвела на нас самое благоприятное впечатление. В ней оказалось просторно и светло, хоть оранжевый свет и искажал цвета. Главное, Виолетте было, где побегать, потанцевать или устроить борьбу на выживание – кто кого. Самая большая кровать, конечно же, могла предназначаться только для нее, а потому нам с Ларисой пришлось захватить ее силой. Впрочем, никто не стал от этого ни грустить, ни обижаться. Истинным принцессам эти чувства неведомы. В любой ситуации у них найдется много поводов для радостей и восторгов.

Поделив территорию юрты и перетащив вещи из машины, мы завалились отдыхать, отметив между собой, что ночное путешествие на автобусе обычно выматывало нас куда больше.

Ночами на Алтае прохладно, и мы не пожалели, что взяли с собой спальные мешки, используя их, как дополнительное одеяло. Желающим администрация выдавала электрообогреватели.

Инфраструктура

Инфраструктура на Синегорье еще не очень развита, но, если хочется большего, можно сходить на соседнюю базу Берель, чтобы за деньги воспользоваться ее возможностями — взять на прокат велосипед, поиграть в теннис, пострелять в тире.

Амели и Виолетта в долине реки КуюмГоры можно покорять и на территории базыС автостоянкой никаких проблем не возникло – денег с нашей Амели (урожденная Mazda Familia) не взяли, позволив ей спать на травке возле кафе. Похоже, ее это вполне устраивало, потому что в неуютной обстановке она обычно попискивает через сигнализацию, притворяясь, что ее «тюкают» злые автоугонщики. На Алтае, несмотря на перепады температуры, наездившись за день, она спала как убитая.

Невдалеке перед обычным местом стоянки Амели, слева от кафе располагался летний открытый бассейн. Виолетта периодически порывалась его испытать, но мы на это пойти не могли. Во-первых, на улице было не так уж жарко, а во-вторых, как-то этот бассейн выглядел несерьезно. Будто бы и не бассейн это вовсе, а лоханка какая-то, к тому же с неведомой никому периодичностью смены воды.

На детской площадкеА вот качели нравятся не только детямВот детская площадка нас вполне устроила. Качели, скамеечки, домик, песочница – в изобретательной головке всегда найдется много фантазий, чтобы все это стало фоном фотосессии с неимоверным количеством возможностей. Опять же, рядом камни, которые могут служить достойным постаментом для любой фотомодели.

Что еще можно сказать об инфраструктуре? Для того чтобы разобраться с якобы имеющимися на турбазе мангалами, кострищами и банями, времени у нас не хватило.

Развлечения

Обещанная живая музыка в кафе, на наше счастье, ни вечерами, ни ночами не играла. Это можно отметить, как безусловное достоинство Синегорья перед нашим отдыхом в Казахстане. А что касается экскурсий, то здесь все обстояло как обычно: пещеры, водопады, озера, рыбалка, сплав, вертолет – любые прихоти за ваши деньги.

Уже имея представление о местных экскурсиях, мы попробовали организовать свой отдых самостоятельно. Можно считать, это нам вполне удалось.

Первым делом мы посетили берег Катуни в районе турбазы «Берель», который, как оказалось, изменился не в лучшую сторону. Уровень воды был значительно выше, чем раньше, а потому на месте «пляжа» мы нашли одну лишь грязь, а теплая некогда заводь предстала перед нами быстрым потоком холодной воды – мутноватой, как обычно, в это время года.

Впрочем, пляжный отдых не входил в наши планы, а Катунь с ее шумными порогами – это достойное зрелище, которое в любом случае может считаться одной из достопримечательностей Алтая.

Первый поход — в долину реки Куюм

В долине руки Куюм на крутом горном склоне находится памятник Анохину Андрею Викторовичу — исследователю Алтая, основоположнику профессиональной музыки алтайцев.

От Нижнего Куюма можно дойти до входа в опасную пещеру Тут-Куш.

Консультация местного жителя в Нижнем КуюмеПамятник А. В. Анохину на крутом склоне у дорогиПопытки обследовать окрестности мы начали с, казалось бы, простенького похода в долину реки Куюм. К сожалению, проехать на нашей машине можно было лишь до села Нижний Куюм, а дальше оставалось только идти пешком. Хотя, чем-то пешие прогулки даже лучше — больше можно увидеть, легче остановиться у красивого места. На машине мы бы точно проскочили мимо памятника Анохину Андрею Викторовичу — исследователю Алтая, учёному-этнографу, просветителю, композитору, основоположнику профессиональной музыки алтайцев.

Это, я понимаю, родничокА родник, широким потоком вытекающий из-под горы и больше похожий на небольшую речку — это тоже объект не для автомобильной экскурсии.

К сожалению, осмотреть все достопримечательности этой долины нам не удалось. Послышались раскаты грома, непонятно откуда появилась туча, и мы поспешили в обратный путь. Зато, теперь знаем, что такое гроза в горах! И, слава Богу, она не настигла нас где-нибудь наверху.

А то могли бы дойти до горы с известной пещерой Тут-Куш (глубина 200 м, протяженность ходов 1400 м). Впрочем, без специального снаряжения там делать нечего. Вход в пещеру в виде серповидного провала, прячется в траве, и можно неосторожно попасть в эту ловушку без шансов на спасение.

Чемальская ГЭС и Храм на острове Патмос

В Чемале достаточно достопримечательностей для любителей экстрима. После Чемала можно посетить урочище Че-Чкыш.

Храм апостола Иоанна Богослова на острове ПатмосВ гроте у храмаНа третий день после нашего приезда на горы опустились тучи, и пошел дождь. Переждав его в юрте, которая и в пасмурную погоду была словно бы наполнена оранжевым солнечным светом, мы после обеда поехали в Чемал. В прошлый раз нам не удалось побывать ни на острове Патмос в Храме апостола Иоанна Богослова, ни на Чемальской ГЭС. Этот пробел на этот раз мы решили непременно заполнить.

К счастью, дорогу искать не пришлось. Где-то в конце поселка, увидев указатель со знакомым словом Патмос, я свернул направо. А уже на автостоянке мне сказали, что левее острова есть «козья тропа», ведущая к ГЭС.

Выбитый монахами на камне образ Богоматери с младенцем на руках.Не так уж страшны эти козьи тропыВот и подвесной мост, по которому нужно идти на остров. Для некоторых женщин он представляет собой непреодолимую преграду или преодолимую, но с таким трудом, что этот процесс преодоления сам по себе превращается для наблюдателей посмелее в веселый аттракцион. В число смелых, которые поддерживали женщин своей твердой рукой и ободряющим словом, конечно же, вошли мои спутницы.

Если не считать подвесного моста, то в остальном все на острове устроено традиционно для православных храмов. А мне как раз было, за что благодарить Бога, раз уж я выжил, несмотря на то, что врачи полтора года лечили меня, то мимоходом, то, словно бы, соревнуясь в попытках вселить в меня веру хоть в какое-нибудь смертельное заболевание, позволяющее приставать ко мне с нескромными советами согласиться на прижизненное вскрытие, чтобы добавить в мой организм красивые титано-тефлоновые детали и вырезать из него некрасивые – органические, доставшиеся мне с рождения. И, слава Богу, у меня нашлись силы предпочесть веру в жизнь, а не в сомнительную российскую медицину.

Вот и Чемальская ГЭСФотографирование с маралом - далеко не единственное предложение в расположенном здесь комплексе развлеченийВпрочем, я снова отвлекаюсь. Вернемся лучше на козью тропу. Как оказалось, она представляет собой не менее серьезное испытание для слабого пола (мои девушки — прекрасное тому исключение), чем подвесной мост, пусть и шатающийся, но, по крайней мере, имеющий ограждения. Преодолев это препятствие, можно получить дополнительную порцию адреналина в комплексе развлечений на территории ГЭС – визитной карточке Чемальского района.

Те, у кого останется время, могут проехать еще 17 км за Чемал и посетить урочище Че-Чкыш, в котором можно кроме настоящих достопримечательностей полюбоваться на искусственный водопад, поддельные петроглифы и недавно сооруженные «древние курганы». Вход в живописное ущелье в туристический сезон платный.

Перевалы Семинский и Чике-Таман

На первале Семинский обратите внимание на горы Сарлык (2507 м н.у.м.) и Вершину Тияхты (1900 м). Подъем на обзорную вершину перевала Чике-Таман начинается со ступенек за дорогой перед автомобильной площадкой.

Идти наверх пришлось по этой узкой гряде Серпантин, ведущий на перевал Вижу, что едва ли удастся рассказать обо всех местах, в которых мы побывали за эту поездку, обо всем, что видели. Поэтому ограничусь еще лишь двумя эпизодами нашего пребывания на Алтае.

Прежде всего, запомнилась наша поездка на перевал Чике-Таман. Его обзорная площадка расположена на 659 км Чуйского тракта на высоте около 1270 м над уровнем моря (широта и долгота: 50.644943, 86.311977). Посетить эту площадку несложно. Длинная петляющая дорога по долинам, затем небольшой подъем по серпантину, и мы уже там.

Есть на что полюбоватьсяОтсюда уже видны заснеженные вершиныВпрочем, рядом с другими машинами, среди торговых киосков не очень интересно. Можно было пройтись дальше по старой дороге, но мы решили подняться сначала на расположенную выше за дорогой седловину, а потом пройти по гряде к ближайшей вершине (высота 1392 м, 50.651, 86.315). Вид, который открылся с этой вершины на две долины по обе стороны перевала, стоил наших трудов.

Виолетта — опытный алтайский экскурсовод.На Семинском перевале, самой высокой точке Чуйского тракта (583 км М-52, 1717 м, 51.0455, 85.604), также можно было взобраться на вершины, с которых есть на что посмотреть, но время поджимало. Поэтому на следующий день одну пропущенную достопримечательность мы компенсировали посещением другой – поднялись к Кресту на гору Обзорная в районе сел Катунь и Аскат.

Крест на горе у турбазы Катунь и села Аскат

Не пропустите новую достопримечательность. Чтобы попасть на дорогу к Кресту, нужно пойти от ворот турбазы Катунь по небольшой улочке по направлению к горе.

Вид на Крест с территории базыНе так-то просто добраться до этого местаВокруг строительства этого креста, как мы поняли, было много споров, местные жители выступали против, но нам сооружение понравилось. Не сомневаюсь, что со временем оно все больше будет привлекать внимание туристов, причем, не столько своей религиозной направленностью, сколько своей необычностью для этих мест.

Подъем мы совершили от ворот одноименной турбазы. Говорят, есть и другой путь, возможно, по менее крутому склону, но мы не стали его искать.

Отсюда Крест на вершине почти не виденНе каждый решится здесь пройтиНа вершине я видел тропу, уходящую по ложбинке вниз, но к тому времени мы разделились и поэтому пойти по ней не смогли. А было бы интересно сравнить сложность этих двух маршрутов. Если подниматься от ворот турбазы, то не так трудно добраться до первой обзорной площадки и до вышки сотовой связи. Но дальше нужно пройти, как и на перевале Чике-Таман, по узкому гребню, а склоны, круто уходящие вниз по обе стороны узкой тропинки, с непривычки щекочут нервы. И вполне естественно, что не каждому под силу преодолеть страх высоты.

Расположение Креста: широта 51.5421, долгота 85.9258, 830-840 м над уровнем моря. Подъем от точки с координатами 51.543396, 85.909255.

Домой в Омск

Лилии на горном лугуРучные бабочкиВремя выселения с базы отдыха – до 10:00. А до Искитима, неподалеку от которого мы опять планировали остановиться у нашей любимой сестры Светланы, немногим более 400 км. Вот мы и заехали напоследок в долину реки Узнезя. Ягоды много не нашли, зато собрали душицы и полюбовались на цветочные поляны – на белое море ромашек и желтое море лилий. Колокольчики, саранки, гвоздики – чего только не встретишь на этих роскошных горных лугах. При этом нет ни комаров, ни слепней, ни оводов, а бабочки и жуки, если не очень заняты, без страха, словно ручные, садятся на руки и охотно позируют перед фотокамерой.

Жаль было уезжать. Сколько еще неизученных пещер, неосмотренных водопадов, не покоренных вершин. Но не все сразу, мы еще обязательно вернемся сюда.