То, что нужно каждому — для контроля здоровья, для решения финансовых проблем, для общения, для хранения истории семьи

2. Мифы в медицине

Не скажу, что в застойные советские времена все медики у нас в стране были высоконравственными, высокопрофессиональными и бескорыстными людьми. Но у некоторых тогдашних врачей я точно могу подозревать наличие этих качеств. А в целом и тогда была Москва и была остальная Россия*. Вспоминаю, как заведующий отделением клиники института хирургии имени Вишневского даже не стал со мной разговаривать, когда я попытался обсудить с ним вопрос о целесообразности назначенной мне операции. Я поразмыслил над этим, поговорил с интерном и счел за благо поскорее уехать из столицы. А несколькими годами позже в Новосибирске академик Мешалкин в аналогичной ситуации такую же самую операцию (и также уже назначенную) отменил сам – за ее несвоевременностью и ненадобностью. Да, были люди в наше время! А что же теперь? Откликнитесь, господа хирурги, и скажите, положа руку на сердце, насколько скрупулезно вы относитесь к вопросу резать или не резать, бывают ли у вас сомнения? Часто ли вы говорите пациенту: «А не слишком ли мы торопимся? Давайте-ка подождем, понаблюдаем». Думается, не часто, а то и вовсе редко. А может быть никогда? А играет ли тут роль финансовая заинтересованность? Или у нас не Италия с ее Коза Нострой? Ой-ой, боюсь, что у нас гораздо хуже.

А впрочем, я как раз предлагаю исходить из презумпции невиновности врачей и огульно никого в злом умысле не обвинять, потому как, если этот злой умысел просматривается, будь то при выборе тактики лечения или тактики выборной кампании, то, как учит Единая Россия, подавайте в суд. А нет у вас доказательств, так и суда нет.

И более того, я совершенно искренне считаю, что беда нашей медицины не только в ее коммерциализации, но и в ее излишней ортодоксальности. И то, и другое имеет свое оправдание. Коммерциализация обогащает небольшой процент людей и уже поэтому является с их точки зрения более чем оправданной. Ортодоксальность же принуждает врача следовать шаблонам, что выступает в некоторой степени в качестве «защиты от дурака».  И все же и то, и другое в медицине может не только нанести человеку вред, но и стоить ему жизни.

Коммерциализация медицины уходит корнями к политическому мифу о преимуществах экономики, построенной на частной собственности. Чтобы развеять этот миф не надо даже заглядывать в статистические справочники – достаточно проехаться по России и посмотреть на разбросанные по ней тут и там развалины. Не так давно на месте этих развалин кипела жизнь, люди были заняты деятельностью, которая приносила пользу и государству в целом, и отдельным его гражданам. Глядя на эти развалины, трудно поверить в преимущество частной собственности на средства производства, как трудно поверить в преимущество платной медицины человеку, у которого не хватает денег на обследование и лечение.

Сложнее обстоит дело с ортодоксальностью, которая поддерживает в медицине жизнеспособность некоторых прочно встроившихся в нее мифов – ложных шаблонов, следование которым приводит некоторых больных (возможно, небольшой процент, но имеет ли это значение именно для этих больных?) не к выздоровлению, а к ухудшению состояния и, как следствие, к снижению качества жизни и сокращению ее продолжительности. В доказательство того, что такие мифы существуют и что в совокупности с коммерциализацией медицины в России они дают смертоносную смесь, я приведу всего лишь два примера, основанных на своем личном опыте, ценность которого не в том, что он заверен авторитетами с должностями и званиями, а в его объеме, который измеряется десятилетиями.

 


*) Наверное, большинство москвичей милые, приятные, доброжелательные и отзывчивые люди. И лишь небольшая их часть портит общее впечатление. Сначала их доставали приезжие своими глупыми вопросами и наглым желанием вывести из столицы всю колбасу и другие деликатесы, а теперь они успешные менеджеры. И опять же, готов поверить, что большинство из этих менеджеров скупают по России предприятия, чтобы восстанавливать на них производство в былых объемах, а не перепродавать их на запад или в Америку, и чтобы создавать рабочие места, а не увольнять людей и не закрывать филиалы, повышая ликвидность своего приобретения. Но мне вот что-то опять встречаются не те, кого хотелось бы видеть, но это тема отдельной статьи.

Комментарии

Хоть статья относится и к 2012 году, но все равно актуальна: и коммерциализация, и ортодоксальность. По поводу хирургов: у меня наоборот. Мечтаю об операции, верю, но не каждому врачу по силам.