То, что нужно каждому — для контроля здоровья, для решения финансовых проблем, для общения, для хранения истории семьи

Музыка на ладони

Акустико-тактильные устройства позволяют достичь не менее успешных результатов в понимании глухими речи, чем многоканальные имплантируемые протезы улитки, не требуя при этом сложного хирургического вмешательства. Что мешает их производству?

Есть в Омске человек, занимающийся изобретением медицинской техники. Конкретно вид деятельности обозначен на его визитке так: «Прикладные научные исследования и конструкторские разработки». Звучит, вроде бы скучновато. Впрочем, не будем спешить с выводами.

окончил с отличием физический факультет Омского госуниверситета в 1984 году. Еще в студенчестве интересовался медицинскими вопросами. Далее — три года работы в научно-исследовательском институте приборостроения в качестве инженера, четыре года ассистирования на кафедре медицинской и биологической физики мединститута. Там, на кафедре, он и начал свои первые разработки. А затем ушел в «свободный полет».

— Какое свое изобретение считаете самым главным?

— Конечно, разработку вибротактильного устройства для глухих. Подобного устройства в России до сих пор нет, хотя технологические возможности наших предприятий вполне позволяют его изготавливать.

Из рецензии Омской медицинской академии: «Устройство предназначено для передачи больному, имеющему большую степень потери слуха, звуковой информации через тактильные (кожные — Авт.) ощущения. В России подобное устройство разработано впервые».

— И какова судьба этой разработки?

— Уже изготовлены и применяются на практике (в частности, в детском саду № 304 для глухих и слабослышащих детей) опытные образцы. Осталось только подготовить производство.

Из рецензии Омской медицинской академии: «Проведенная научно-исследовательская работа показала, что применение акустико-тактильного устройства позволяет достичь не менее успешных результатов в понимании глухими речи, чем при использовании многоканальных имплантируемых протезов улитки, не требуя при этом сложного хирургического вмешательства».

— Расскажите подробнее, как действует устройство?

— За основу взята идея использования повышенной кожной чувствительности людей с нарушениями слуха. Аппарат состоит из «коробочки», на которую кладется ладонь. Низкочастотные звуки, попавшие в микрофон, вызывают вибрацию одних участков поверхности «коробочки», а высокочастотные звуки - других. Ладонь различает легкие колебания, получается что-то вроде массажа. Постепенно у человека сформируется система восприятия тактильных образов слов.
Здесь существует и обратная связь. Больной учится говорить, так как «слышит» ладонью свою речь и может регулировать правильное произношение звуков.

— А как смогут дети, например, различать речь и шумовые раздражители?

— Я одному мальчику (Артем, 7 лет) в перерыве между нашими занятиями поставил к микрофону часы с музыкой. Он заулыбался, открыл рот... Вы бы видели его глаза! Артем даже пробовал подпевать. Он уловил ритм вибраций и попытался его, воспроизвести. С шумом это невозможно перепутать.

Из рецензий Омской медицинской академии: «Основная область применения этой модели устройства — развитие у глухих детей способности говорить и понимать разговорную речь. Устройство может применяться также в качестве дополнительного источника звуковой информации при одновременном использовании с протезом улитки или слуховым аппаратом. Портативность устройства позволяет использовать его в повседневной деятельности».

— Кто финансирует ваше изобретение?

— Периодически получаем поддержку спонсоров — различных фирм и организаций. Пока смогли выпустить только партию опытных, образцов. В ноябре прошлого года вышло постановление главы администрации о выделении центральному конструкторскому бюро «Автоматика» денег для подготовки производства. Но в декабре прошел ураган по Омской области, и нам сказали, что средства пойдут на восстановление разрушенного, Затем возникли проблемы с выдачей зарплат, а потом все отложили до «после выборов»...

— Вы говорите «мы», «нам». Кто ваши союзники?

— В последнее время основную поддержку моим работам оказывало социально-экономическое общество инвалидов «Система реабилитации».

Из рецензии Омского областного правления Всероссийского общества глухих (ВОГ): «В Российской Федерации около 15 процентов граждан, страдающих потерей слуха. В Омской области три тысячи членов ВОГ. В Центре сурдологии и слухового протезирования на учете 17 тысяч. По данным учреждений здравоохранения страдают пониженным слухом 77—80 тысяч человек. Предлагаемое к разработке и выпуску устройство в России аналогов и альтернативы не имеет. Данное направление медицинской реабилитации лиц, не имеющих слуха, а также имеющих небольшой остаток слуха, надо считать перспективным».

Газета «Вечерний Омск», 10 июля 1996 г.

Окажите помощь автору статьи

руб.